Техническое обслуживание

Груп­па ре­жима рабо­ты кранаОсновные показатели системы технического обслуживания
Структу­ра межре­монтного циклаЕОТО-1ТО-2
перио­дичностьпродол­житель­ность,
мин, не более
перио­дичность,
дни, не более
продол­житель­ность,
ч, не более
перио­дичность,
дни, не более
продол­житель­ность,
ч, не более
М-ТО-1
ТО-1-
ТО-1-
ТО-2
ТО-1-
ТО-1
перед началом работы 45 60 4 240 15
ТО-1
ТО-2
ТО-1
ежеме­сячно 45 26 4 110 15
6К, 7К ТО-1-
ТО-1-м
то же 45 15 4 60 15

Примечание. М - малый ремонт; ЕО - выполняется силами крановщика; ТО-1, ТО-2 и СО осуществляются крановщиком с привлечением слесаря-механика и электромонтера.

Группа режима работы крана определяется по ГОСТ 25546: 2К - легкий режим, 5К- средний режим, 6К и 7К - тяжелый режим.

Вместе с тем общий характер этих требований можно представить на примере Руководства по эксплуатации мостовых электрических кранов общего назначения (3151100 РЭ) с одним и двумя крюками грузоподъем­ностью от 5 до 50 т, управляемых из кабины или с пола.

Согласно этому Руководству техническое обслуживание кранов при их эксплуатации производится в межремонтные периоды без детальной разборки механизмов и включает в себя смазку, чистку, регулировку, под­тяжку крепежа, осмотр и контроль.

Для этого типа кранов, как и для других типов, рекомендуются следую­щие виды технического обслуживания: ежесменное техническое обслужи­вание - ЕО, техническое обслуживание ТО-1 и ТО-2, сезонное техническое обслуживание - СО (табл. 1).

ЕЖЕСМЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – ЕО

При ежесменном техническом обслуживании необходимо провести следующие работы:

  • осмотреть обе нитки крановых путей, проверить состояние тупиковых упоров, отклоняющих линеек, лотка для укладки кабеля;
  • убедиться в отсутствии посторонних предметов на крановых путях, а также в непосредственной близости от рельсов;
  • очистить механизмы передвижения от грязи;
  • снять кожухи приводов механизмов передвижения, проверить затяжку болтов крепления двигателей, редукторов и тормозов;
  • проверить вручную исправность тормозов;
  • убедиться в отсутствии течи масла из редукторов, зубчатых муфт и электрогидротолкателей;
  • установить кожухи;
  • осмотреть нижние части стоек опор;
  • осмотреть токоподводящий кабель, проверить сохранность изоляции и исправность концевых креплений кабеля;
  • проверить исправность противоугонных рельсовых захватов;
  • проверить исправность крюковой подвески - фиксацию гайки крюка, отсутствие трещин на крюке, исправность предохранительной защелки крюка, плавность вращения крюка, отсутствие повреждений блоков, правильность расположения канатов на блоках;
  • включить электропитание крана и подняться в кабину управления, включить внутреннее освещение в кабине (если работы проводятся в темное время), а зимой включаются также отопительные приборы;
  • ознакомиться с записями в вахтенном журнале, проверить исправность звуковой сигнализации, включить и проверить внешнее освещение;
  • проверить наличие в кабине изоляционного коврика, аптечки, огнету­шителя, емкости с питьевой водой, состояние остекления и при необ­ходимости очистить стекла;
  • проверить установку рычагов управления в нейтральное положение;
  • подняться на мост крана и осмотреть узлы примыкания концевых ба­лок к пролетным, очистить проходы и площадки от грязи, убедить­ся в отсутствии посторонних предметов на проходах и площадках, проверить наличие и исправность ограждений, переходных площадок и галерей;
  • в механизмах подъема груза и передвижения тележки проверить ис­правность редуктора, тормоза, муфты и двигателя;
  • в механизмах подъема груза проверить состояние канатов, правиль­ность их укладки в ручьях блоков и барабанов, надежность крепления на барабане;
  • произвести внешний осмотр электрических аппаратов пусковых со­противлений и концевых выключателей;
  • проверить состояние троллейных токоприемников и отсутствие по­вреждений гибких кабелей (состояние токоприемников главных троллеев проверяется крановщиком только визуально, без захода за ограждения);
  • включить рубильник защитной панели и линейный контактор, исклю­чить действия противоугонных захватов или приспособлений;
  • опробовать вхолостую работу всех механизмов крана, проверить дей­ствие тормозов;
  • сделать запись в вахтенном журнале о приеме смены.

В случае выявления каких-либо неисправностей при приеме смены поставить об этом в известность администрацию объекта и не начинать работу до устранения неисправностей.

После окончания смены вывести кран на место стоянки к посадочной площадке, закрепить кран противоугонными захватами или приспособ­лениями; вывести рычаги всех контроллеров в нулевое положение, вы­ключить рубильник защитной панели, вынуть ключ-марку из замка пане­ли. Убрать пол кабины, протереть стекла. Сделать в вахтенном журнале запись о сдаче смены, выключить освещение и отопительные приборы. Спуститься с крана, отключить вводный автомат.

В случае выявления каких-либо неисправностей при сдаче смены по­ставить об этом в известность администрацию объекта.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-1

Периодичность ТО-1:

  • нового крана - через 100 моточасов;
  • после капитального ремонта - через 80 моточасов.

Затем ТО-1 проводится с периодичностью, указанной в табл. 7К.

Перед началом проведения ТО-1 необходимо выполнить работы, пре­дусмотренные в ежесменном техническом обслуживании, затем провести следующие работы.

Механическое оборудование и металлоконструкции

Проверить:

  • тупиковые упоры, их состояние, при необходимости подтянуть гайки болтов крепления;
  • величину износа крюков в опасных сечениях;
  • правильность установки и крепления предохранительных устройств буферов и ограничителей передвижения, при необходимости подтя­нуть гайки болтов крепления.

Проверка тормозов:

  • осмотреть состояние узлов и деталей и их крепление;
  • осмотреть состояние тормозного шкива и колодок, убедиться в отсут­ствии износа, задиров, вмятин и следов соприкосновения заклепок накладок тормозных колодок с поверхностью шкива тормоза;
  • проверить величину зазора между тормозными колодками и шкивом тормоза, прилегание тормозных колодок к шкиву при замкнутом тормо­зе, равномерность отхода тормозных колодок при разомкнутом тормозе, величину хода штока толкателя, при необходимости отрегулировать.

Проверка редукторов

Проверить:

  • затяжку гаек болтов крепления крышки и корпуса редуктора, при не­обходимости подтянуть гайки болтов;
  • состояние крепления крышек люков для осмотра подшипников валов редукторов, при необходимости подтянуть болты крепления;
  • состояние и затяжку пробок маслозаливного и маслоспускного отвер­стий, при необходимости подтянуть пробки.

Осмотр и проверка муфт и валов

Проверить:

  • плотность посадки муфт на валах;
  • затяжку болтов, соединяющих части муфт, и отсутствие подтекания масла из полостей зубчатых муфт, при необходимости подтянуть гайки болтов, соединяющих части муфт.

Осмотр и проверка барабанов

Проверить:

  • состояние крепления канатов и корпуса подшипников;
  • износ гребня нарезки барабанов;
  • исправность зажимных устройств для канатов;
  • состояние цилиндрической части, боковых дисков ступиц барабанов.

Осмотр и проверка канатных блоков

Проверить:

  • крепление осей и подшипников;
  • свободное проворачивание блоков на осях;
  • состояние реборд и ручьев блоков. Осмотр и проверка канатов:
  • очистить канат от пыли и грязи, осмотреть его по всей длине;
  • промыть и смазать канат при необходимости;
  • проверить крепление обоймы и траверсы крюка, при необходимости подтянуть гайки.

Осмотр колес:

  • проверить величину износа по кругу катания и ребордам;
  • провести осмотр ходовых колес.

Осмотр металлоконструкций

Проверить:

  • крепление и исправность площадок обслуживания, ограждений меха­низмов и галерей;
  • внешнее состояние металлоконструкции (отсутствие трещин и вспучи­вания на поверхности, толщину элементов, подверженных коррозии);
  • сварные швы на несущих элементах (отсутствие трещин в самом шве или в околошовной зоне);
  • монтажные стыки концевых балок;
  • места крепления букс ходовых колес.

Осмотр и проверка подтележечных путей

Проверить:

  • крепление рельсов, состояние сварных швов в местах стыка рельсов;
  • степень износа рельса.

Электрооборудование

Проверка и осмотр электродвигателей

Проверить:

  • целостность доступных осмотру частей двигателя (внешней изоляции катушек, межкатушечных соединений и лобовых частей обмотки якоря);
  • состояние наконечников токопроводящих проводов и их крепления к клеммам, при необходимости подтянуть гайки клеммовых соеди­нений, предварительно очистив клеммы и наконечники проводов от пыли, грязи и окисления;
  • состояние щеткодержателей, щеток и рычагов, прижимающих щетки к кольцам, при необходимости очистить их от пыли и грязи;
  • плотность прилегания поверхностей щетки к контактным кольцам;
  • состояние крепления проводов, идущих от щеток к клеммам; при не­обходимости подтянуть гайки крепления;
  • состояние колец, давление щеток на кольцо и плавность хода рычага;
  • состояние заземления электродвигателя;
  • крышки коробки клемм токоподводящих проводов и крышки коробки щеткодержателей;
  • крепление подшипниковых щитов и крышек подшипников. Измерить сопротивление изоляции электродвигателя. Убедиться в от­сутствии сотрясений и вибраций электродвигателя.

Осмотр и проверка магнитных контроллеров

Проверить:

  • правильность включения и четкость срабатывания;
  • правильность прилегания якоря к ярму магнитопровода;
  • правильность регулировки механической блокировки и отрегулиро­вать, при необходимости, зазоры контактов;
  • величину контактного нажатия;
  • отсутствие смещения контактов;
  • одновременность включения полюсов контактов.

Очистка контактных узлов от копоти и нагара

Проверить:

  • правильность сборки электромагнитной системы, узла блок-контактов, при необходимости отрегулировать;
  • крепление проводов, при необходимости подтянуть винты;
  • целостность короткозамыкающего витка магнитопровода.

Осмотр, проверка и регулировка кулачковых контроллеров и командоконтроллеров

Проверить:

  • состояние контактных поверхностей коммутационных элементов (при необходимости удалить большие оплавления и капли металла);
  • узел фиксации положений кулачкового вала (целостность пружин, достаточность усилия);
  • подшипниковые узлы кулачкового вала;
  • растворы и провалы контактов;
  • целостность гибких соединений от подвижных контактов;
  • прочность крепления реек с контактными элементами;
  • свободу вращения кулачкового вала в подшипниках при освобожден­ном фиксирующем аппарате.

Осмотр и проверка путевых выключателей

Проверить:

  • поворот вала выключателя;
  • действие устройства самовозврата в исходное положение и действие контактных элементов.

Очистка контактов от копоти и грязи Проверить:

  • смещение между подвижными и неподвижными контактами;
  • степень износа поверхностей трения контактного рычага. Очистка шейки вала от грязи и ржавчины Проверить:
  • надежность соединения рычага с валом и затяжку клинового болта крепления;
  • свободный ход рычага и положение отклонений линейки.

Проверка пусковых сопротивлений

Проверить:

  • болты крепления секций и ящиков резисторов;
  • болты клемм токоподвода;
  • отсутствие поломок или обрывов проводников в секциях резисторов. Очистить сопротивления от пыли и грязи.

Продуть сопротивления сжатым воздухом.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ТО-2

Периодичность ТО-2:

  • нового крана через 300 моточасов;
  • после капитального ремонта через 240 моточасов.

Перед проведением технического обслуживания ТО-2 необходимо выполнить работы, предусмотренные ТО-1.

Механическое оборудование

Проверить:

  • отсутствие нарушения соосности валов электродвигателей и редукто­ров, при необходимости восстановить соосность;
  • износ зубьев в зубчатых муфтах;
  • смазку зубчатых муфт, при необходимости смазку заменить или до­бавить;
  • крепление ходовых колес, при необходимости подтянуть гайки болтов крепления букс;
  • состояние подшипников барабана, блоков, подвесок и букс, при необ­ходимости добавить или заменить смазку.

Осмотреть шарнирные соединения тормозов, при необходимости смазать.

Электрооборудование

Проверить состояние подшипников электродвигателей, при необхо­димости заменить смазку.

СЕЗОННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ – СО

Сезонному техническому обслуживанию подвергаются краны, работающие на открытом воздухе. Необходимость такого обслуживания обусловлена переходом от осенне-зимнего периода эксплуатации крана к весенне-летнему и наоборот. В этих условиях его рекомендуется прово­дить как отдельно планируемый вид технического обслуживания кранов, работающих в зоне холодного климата.

Для остальных условий эксплуатации кранов СО рекомендуется совмещать с ТО-2.

Периодичность работ, относящихся к СО, равна 6 месяцам. Продолжительность СО составляет один день.

При проведении СО необходимо вначале выполнить работы, предусмотренные техническим обслуживанием ТО-2. Затем произвести сле­дующие работы:

  • очистить кран и механизмы от пыли и грязи;
  • промыть внутренние полости корпусов редукторов чистым дизельным топливом и залить свежее масло до нормального уровня;
  • заменить жидкость в гидротолкателях тормозов;
  • произвести нивелировку и рихтовку подкрановых путей;
  • восстановить утепление кабины крановщика.

Возможные повреждения металлоконструкций и способы их устранения

Согласно Руководства по эксплуатации механические повреждения металлоконструкций не допускаются.

Периодичность и способы проверки приборов безопасности

В Руководстве по эксплуатации данного типа крана указывается, что на нем установлено устройство контроля трехфазного напряжения типа "Дельта", обеспечивающее контроль состояния трехфазной питающей сети и аварийное отключение крана.

Периодичность и способы проверки других приборов безопасности (выключатели конечные КУ-701 А, КУ-703А, ВУ-150М, ВУ-250М и полупроводниковое устройство контроля трехфазного напряжения "Дельта") указаны в технических описаниях и инструкциях по эксплуатации этих приборов.

Подготовка к работе и регулировка тормозов

При подготовке к работе тормозов необходимо:

  • очистить толкатель от консервационной смазки;
  • осмотреть толкатель и проверить легкость перемещения штока, пере­местив его с поршнем несколько раз вверх и вниз рукой;
  • проверить уровень рабочей жидкости, который должен быть на уровне торца заливного отверстия или ниже его не более чем на 8 мм;
  • замерить мегомметром на 500 В сопротивление изоляции обмотки статора относительно корпуса электродвигателя, которое должно быть не ниже 5 МОм;
  • проверить отсутствие обрывов электрических цепей и наличие всех фаз;
  • проверить герметичность уплотнений и при обнаружении течи рабочей жидкости подтянуть крепежные изделия или заменить уплотнения;
  • проверить соответствие марки рабочей жидкости гидравлических толкателей согласно табл.

Применение других рабочих жидкостей согласовывается с предпри­ятием - изготовителем гидравлических толкателей. Категорически запрещается применение в качестве рабочей жидкости для гидравлических толкателей не электроизоляционных масел.

При отрицательных температурах окружающего воздуха (-10 °С и ниже при заполнении толкателя трансформаторным маслом ТКп и -25 °С и ниже при заполнении толкателя маслом АМГ-10) гидравлические толкатели перед первым запуском прогреть путем нескольких кратковременных включений. Продолжительность включений 10-20 с с интервалом 1-2 мин.

Таблица 2

Применение рабочей жидкости гидравлических толкателей в зависимости от температуры воздуха

Температура окружающего воздухаРабочая жидкость гидравлических толкателей
От +50 до -15 ℃ Масло трансформаторное ТКп ГОСТ 982
От +15 до -40 ℃ Масло АМГ-10 ГОСТ 6704

Таблица 3

Зависимость рабочей длины пружины от тормозного момента

Тип тормозаТКГ-160ТКГ-200ТКГ-300ТКГ-400ТКГ-500
Тормозной момент, Нм 100-50 300-100 800-300 1500-500 2500-250
Номинальная установоч­ная длина пружины, мм 143-182 147-199 121 185 136-196 136-214

При регулировке тормоза необходимо отрегулировать ход поршня гидравлического толкателя, установив при этом шток толкателя в крайнее верхнее положение. Затем опустить его на величину 22 мм для тормозов ТКГ 200 и на 30 мм для тормозов ТКГ 300, ТКГ 400, ТКГ 500.

После регулировки хода поршня рычаги тормозов зафиксировать гайками. Равномерный отход колодок от поверхности тормозного шкива устанавливается с помощью регулировочного болта.

Необходимо установить рабочую длину пружины, которая гарантировала бы усилие, соответствующее тормозному моменту механизма. Номинальная установочная длина пружины, соответствующая тормозному моменту, указана в табл. 3.

Тормоза на механизмах подъема регулируются на максимальный тормозной момент, на механизмах передвижения крана и тележки - на тормозной момент, соответствующий тормозным путям с грузом.

Примеры работ

    Оставь заявку на сайте и получи скидку!

    Уже сегодня наш менеджер свяжется с Вами, проконсультирует по всем возникшим вопросам и поможет начать процесс оформления документации.

    Наши клиенты о нас

    Делали ремонт ворот грузового фургона в данной компании. Сделали в срок- за выходной день Дали гарантию полгода на работу Выполненной работой мы довольны.
    ООО СТРОЙБАЗА-СПЕКТР 20 /10/2016, 12:55
    Я владелец небольшого магазина. Для красивого оформления зоны вокруг него мне понадобился забор. Компания "АркМеталл" изготовила необходимую мне металлоконструкцию быстро, качественно и с учетом всех требований. Теперь работаю только с ними, и советую знакомым.
    НИКОЛАЙ ГРИГОРЬЕВ, ЛИПЕЦК 12/02/ 2016, 18:27

    Мы можем предложить вам:

    Подкрановый путь (нивелировка, рихтовка, освидетельствование)

    Переоборудование/модернизация ГПМ

    Компания АркМеталл более 15 лет профессионально выполняет ремонт, обслуживание, монтаж и демонтаж любых грузоподъёмных механизмов.

    Обратившись к нам Вы получаете:
    • Быстрый монтаж и ремонт ГПМ из-за наличия огромной базы оборудования и запчастей
    • Гарантию на выполненные работы до 5 лет
    • Квалифицированную помощь профессионалов, имеющих допуски ко всем необходимым видам работ
    • Возможность как разового, так и периодического обслуживания

    Сертификаты, удостоверения, допуски

      Как нас найти?

      На автомобиле

      Производственная база компании "АРКМЕТАЛЛ" расположена по адресу г. Липецк, ул. Трубный проезд, 1  (ориентир магазин "Добрострой"). В навигатор можно ввести наш адрес, либо координаты 52.6273, 39.5339

      На общественном транспорте

      Для определения оптимального способа добраться до нашего офиса общественным транспортом, вы можете воспользоваться очень удобным ресурсом Маршруты городского транспорта Липецка или при помощи сервиса 2ГИС. Правильность предложенного маршрута уточняйте при посадке.

      Мы Вконтакте

      Наши контакты:

      РФ, Липецкая обл, г. Липецк,
      Трубный проезд, 1

      тел.: +7 (4742) 39-68-60, 39-98-60
      e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

      Вся представленная на сайте информация носит информационный характер и ни при каких условиях не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 п. 2 Гражданского кодекса РФ. Информацию о стоимости услуг уточняйте у менеджера.